Биология медоносных пчел
Основы
Медоносные пчелы
Строение жала
Размножение пчел
Нервная система
Жизнь пчелиной семьи
Цветы для дачи
Многолетники
Однолетники
Пчеловодное хозяйство
Организация
Совхозная пасека
Разведение
Сильные семьи
Основные правила
Выставка пчел
Расширение гнезд
Племенная работа
Вывод маток
Смена маток
Формирование
Подготовка
Использование взятка
Готовим к зиме
Уход зимой
Перевозка
Болезни, враги пчел
Борьба с ними
Болезни пчел
Враги пчел
Кормовая база и опыление
Опыление
Кормовая база
Медеопродуктивность
Улучшение кормовой базы
Наблюдение за погодой
Опыление культур
Растения
Кактусы
Болезни кактусов
Польза от кактусов
Цветочные украшения
Питания растений
Воздух для растений
Световой режим растений
Водный режим
Целебные растения
фикус
Добавлены новые разделы
ВЫВОД МАТОК

Каждому пчеловоду ежегодно приходится заниматься выводом маток. Для повышения продуктивности семей эту работу следует выполнять, не забывая задачи племенною улучшения пчел. Важно не только получить необходимое количество маток, но и иметь маток высокого качества.

Расчет количества маток, необходимых для пасеки

Матка может полноценно работать в течение первых двух лет жизни. Поэтому на пасеке ежегодно подлежит смене 50% всех маток, имеющихся в рядовых семьях. Кроме того, молодые плодные матки потребуются для прироста (новых семей) и для сохранения их в качестве запасных на следующий год.

Чтобы определить, сколько нужно получить на пасеке плодных маток, приведем следующий расчет.

Допустим, на колхозной пасеке пошло в зиму 80 основных семей пчел и 10 нуклеусов с запасными плодными матками. План прироста семей на будущий год 30 % и предполагается оставить 20% запасных маток (к числу семей, которые пойдут в зиму).
Таким образом в течение будущего сезона потребуется плодных маток:

Packet226.gif

Так как возможны всякие случайности, ведущие к потере маток, то запасных маток, которые останутся в резерве после весеннего исправления семей, можно не принимать в расчет.

Таким образом, на пасеках с приростом в 30 % ежегодно требуется примерно 100 % плодных маток по отношению к количеству семей, имевшихся осенью прошлого года.

Для получения такого количества маток, учитывая потерю маток при спаривании и подсечку их при подсадке, надо выводить неплодных маток по крайней мере в 1,5—2 раза больше.

При росте пасеки более ускоренными темпами, конечно, потребуется гораздо больше маток.

Понятие о естественном и искусственном выводе маток

Пчелы сами выводят маток в трех случаях: а) при подготовке к роению, б) при тихой смене и в) при внезапной потере матки. Такой вывод маток называют естественным.

Современное пчеловодство в основном строится на так называемом искусственном выводе маток. Искусственный вывод маток основан на том, что семья, потерявшая матку, воспитывает новых маток из личинок, предназначавшихся для вывода рабочих пчел. Пользуясь Этим, пчеловод может поставить семью в такое положение, когда пчелы будут вынуждены закладывать маточники и выводить маток.

Искусственный вывод маток

Высокое качество искусственно выведенных маток достигается многими путями. Пчеловод должен:

1) выводить маток от заведомо племенных семей, обладающих высокой и устойчивой продуктивностью;
2) использовать для вывода маток самых молодых личинок, еще не переведенных на питание грубым кормом;

3) использовать для воспитания маточных личинок специальную семью-воспитательницу, выделенную из наиболее продуктивных племенных семей пасеки;

4) на основе мичуринского учения создать семье-воспитательнице все необходимые условия, обеспечивающие получение самых лучших маток (использовать сильные семьи с избытком пчел-кормилиц и обилием корма, хорошо утеплять гнезда и т. п.);

5) обеспечить в лучших семьях пасеки вывод племенных трутней для спаривания с матками;

6) выводить маток в наиболее благоприятный период пчеловодного сезона — при наличии взятка и в теплую погоду.

Время вывода маток

Маток можно выводить в течение всего лета, а в южных районах — ив первой половине осени, когда на пасеке еще имеются трутни. При этом нужно избегать неблагоприятных периодов, которые могут быть и летом. Нельзя, например, выводить маток при длительном перерыве во взятке или сразу после окончания главного взятка, когда в семьях бывает мало молодых пчел, способных хорошо воспитывать маточных личинок.

При отсутствии взятка и неблагоприятной погоде пчелы закладывают мало маточников, хуже кормят личинок, отчего качество выращиваемых маток сильно понижается.

В подтверждение этого приводятся данные, полученные Институтом пчеловодства (см. таблицу 10).

Packet227.gif

Подготовка племенных трутней

К выводу маток весной можно приступать только в том случае, если к моменту половой зрелости маток на пасеке появятся половозрелые трутни.

Чтобы определить это время, нужно произвести расчеты. Развитие трутня длится 24 дня. Половая зрелость у пего наступает через 8—14 дней после выхода из ячейки. Отсюда, если в семьях только что появился трутневой засев, то с этого момента пройдет 32—38 дней до того времени, когда трутни станут половозрелыми.

Развитие маток длится значительно меньше, в среднем 16 дней. Матки для встречи с трутнями вылетают через 5—7 дней после выхода, т. е. с момента откладывания яйца, из которого должна развиться матка, до половой зрелости ее проходит 21—23 дня. Таким образом, получается разрыв примерно в 11—15 дней.

Отсюда следует, что приступать к выводу маток можно не раньше, чем в ульях появится печатный трутневой расплод. Поэтому примерно за две недели до намеченного срока формирования семьи-воспитательницы в середину гнезда сильной отцовской семьи, в которой будут выводиться племенные трутни, следует поставить рамку с хорошим трутневым сотом. Чтобы матка заняла ее трутневым засевом, необходимо сократить гнездо, хорошо его утеплить и несколько дней подряд давать семье жидкую побудительную подкормку.

Семья-воспитательница

При искусственном выводе маток обычно используют три семьи пчел: 1) маточную, от которой берут личинок для маточного вскармливания; 2) семью-воспитательницу для выкармливания маточных личинок; 3) семью отцовскую для вывода племенных трутней. Иногда обходятся только двумя (маточной и отцовской) семьями.

Требования, предъявляемые к семье-воспитательнице. В основе мичуринского учения лежит положение, что наследственные качества воспитываемых организмов передаются по потомству не только по линии родителей, но и обусловливаются внешней средой, сложившейся в период всей жизни организма, особенно в молодом его возрасте.

При искусственном выводе маток маточных личинок кормят пчелы семьи-воспитательницы. Эти пчелы вместе с
молочком тоже передают будущим маткам наследственные признаки, носителями которых они сами являются.

Отсюда следует, что семья-воспитательница имеет большое влияние на качество будущих маток и к выбору се надо подходить с особой требовательностью. Семья-воспитательница должна быть пе только сильной и высокопродуктивной, но и, по возможности, обладать такими хозяйственно полезными признаками, которых нет или недостает у рядовых семей пасеки.

Формирование семьи-воспитательницы. Если просто обезматочить семью, т. е. отобрать у нее матку, и в гнездо поместить рамку с молодыми племенными личинками, то пчелы могут заложить маточники на своих, а не на племенных личинках. Кроме того, число заложенных маточников окажется небольшим. Чтобы этого не случилось, необходимо не только обезматочить семью, но и осиротить ее, т. е. отобрать (хотя бы временно) весь открытый расплод.

Семья-воспитательница должна быть не только сильной и иметь высококачественных пчел, но и состоять из пчел разных возрастов. Выяснено, что при разновозрастном составе семьи молодые нчелы-кормилицы, выполняющие одновременно и обязанности приемщиц нектара, при переработке его в мед обильнее питаются сами, больше вырабатывают маточного корма и значительно лучше кормят личинок.

Семья-воспитательница должна иметь не менее 2,5 кг (8—9 улочек) пчел и 7—8 рамок расплода. Семьи меньшего размера воспитывают маток пониженного качества.

Отбирая рамки с открытым расплодом, в гнезде семьи-воспитательницы оставляют 2—3 рамки печатного расплода. При наличии печатного расплода пчелы поддерживают в гнезде более высокую температуру, около 35°, а без него могут значительно ее снизить, что сильно повлияет на качество воспитываемых маток. По данным Института пчеловодства, матки, воспитанные из личинок, поставленных в гнезда семей-воспитательниц, у которых вместе с открытым был отобран и печатный расплод, имели яйцевых трубочек на 13% меньше.

В последнее время установлено, что для воспитания маток хорошего качества семья-воспитательница должна иметь биологическую предрасположенность к выкармливанию маточных личинок. Такая предрасположенность со
здается у пчел постепенно — в предроевой и роевой периоды и при тихой смене матки. При отборе матки у семьи, не предрасположенной к выкармливанию маточных личинок, семья ставится в условия, в которых она вынуждена выполнить эту работу внезапно. Эта внезапность является причиной того, что маточные личинки при выводе свищевых маток получают гораздо меньше корма (молочка) по сравнению с личинками, выкармливаемыми при подготовке к роению и тихой смене маток.

Так, в опытах Института пчеловодства, проведенных В. Л. Шиняевой, при внезапном отборе матки маточные личинки за все дни кормления (до запечатывания ячейки) получили от 111 до 565 мг корма. При выкармливании же личинок в период, совпавший с тихой сменой матки, только за четыре дня развития маточные личинки получили в среднем по 794 мг корма, а в отдельных ячейках количество маточного корма доходило до 1 г 720 мг.

В тех же опытах маточные личинки при отсутствии в гнезде семьи-воспитательницы открытого расплода за все время личиночной стадии (до запечатывания) получили от 45 до 120 мг корма; когда же после закладки маточников в гнезда возвратили открытый расплод, количество корма па одну личинку резко увеличилось и составило от 111 до 565 мг.

Предполагают также, что постановка в семью-воспитательницу на маточное вскармливание чужих личинок (из других семей), чужих рамок, чужого меда и т. п., тоже может стать причиной плохого приема личинок и ухудшения их питания.

Передовые пчеловоды-мичуринцы, учитывая результаты новейших исследований, ищут новых путей формирования сомей-воспитательниц. Они стремятся, не нарушая целостности семей-воспитательниц, ставить их по возможности п такое положение, при котором пчелы будут предрасположены к воспитанию маток.

Этого они достигают тем, что, во-первых, семью-воспитательницу доводят до роевого состояния и, во-вторых, при выводе маток обходятся только двумя семьями, без формирования отдельной семьи-воспитательницы: эту роль выполняет маточная семья, от которой получают личинок па маточное вскармливание. Так, например, поступает участник ВСХВ 1954 г. пчеловод Н. Ш. Загидуллин (Башкирская АССР).

Техника формирования семьи-воспитательницы. Семью-воспитательницу выбирают заранее и создают ей исключительно хорошие условия кормления и содержания. Когда семья достаточно усилится, начинают готовить ее для перевода в роевое состояние, при котором у пчел проявляется большая склонность к выкормке маточных личинок. Самый простой и верный способ перевода семьи в роевое состояние — сокращение гнезда.

Как только в семье будут заложены мисочки и в них отложены яйца, можно приступать к переводу семьи на положение воспитательницы. От семьи отбирают матку и все рамки, содержащие открытый или смешанный расплод, в том числе и рамки с засеянными в мисочки яйцами. Отобранную матку используют для смены старой или негодной матки в любой другой семье или же для формирования новой семьи (отводка). Изъятые рамки с открытым и смешанным расплодом временно, примерно на сутки, передают другой семье.

В гнезде семьи-воспитательшщы, таким образом, остаются все пчелы, в том числе достаточное количество молодых пчел-кормилиц, и две-три рамки печатного расплода; кроме них, в гнезде должно быть не менее двух рамок с пергой и достаточное количество (6—8 кг) меда. -Все остающиеся в гнезде рамки должны быть густо покрыты пчелами. Для этого семью-воспитательницу оставляют на несколько суженном гнезде, которое ограничивают двумя диафрагмами и хорошо утепляют с боков и сверху.

Сформированная таким способом семья-воспитательница спустя некоторое время начинает проявлять признаки беспокойства. Через 2—3 часа после формирования она будет готова к принятию личинок на маточное вскармливание.

При формировании семьи-воспитательницы может случиться, что в ее гнезде не окажется рамок, занятых исключительно печатным расплодом. Поэтому надо заранее позаботиться о том, чтобы ко времени постановки в ее гнездо личинок на маточное вскармливание такие рамки были. Для этого в процессе подготовки будущей семьи-воспитательницы к переходу в роевое состояние нужно в ее гнезде выбрать 2—3 рамки с яйцами и самыми молодыми личинками, поместить их к одному краю и отделить от матки и остальной части гнезда разделительной решеткой. Спустя 9—10 дней на этих рамках будет исключительно печатный расплод.

Получение личинок для вывода маток

Качество выведенных маток зависит от возраста личинок, взятых на маточное воспитание. Из личинок старшего возраста, уже питавшихся грубым кормом, выводятся неполноценные матки. В опытах Института пчеловодства, матки, выведенные из однодневных личинок, весили 189— 191 мг, из двухдневных личинок — 169—180 мг, а при использовании трехдневных личинок вес маток падал до 155—167 мг. Из личинок в возрасте старше 7/2 суток развивались уже не матки, а рабочие пчелы. Таким образом, наиболее яйценоские матки, имеющие большее количество яйцевых трубочек, выкармливаются из личинок однодневного возраста.

Важно, чтобы пчеловод умел безошибочно определять возраст личинок, только что выклюнувшаяся из яйца личинка слегка "изогнута и почти погружена в молочко. Она еще плохо различима, так как едва достигает полутора миллиметров в длину. Спустя 12 часов личинка становится несколько длиннее, а ко второму дню своей жизни делается толще и изгибается в виде полумесяца. Через 36 часов личинка достигает в длину несколько больше 2 мм и немного меньше 1 мм в поперечнике. На третий день она становится еще больше и толще, причем концы ее почти сходятся.

Определение возраста личинок на глаз требует известного навыка и часто приводит к ошибкам, так как размеры личинок даже одного возраста не всегда одинаковы. Личинки, находящиеся по краям или внизу сота, т. е. в менее обогреваемых ячейках, иногда могут отставать в росте от личинок, расположенных в середине сота.

Для получения личинок точно определенного возраста применяют изолятор (рис. 107), сделанный по размеру рамки; широкие стороны изолятора вместо деревянных стенок имеют разделительную решетку. В изолятор помещают слегка сбрызнутую сахарным сиропом или медовой сытой хорошо отстроенную рамку светлокоричневой суши с пчелиными ячейками и племенную матку, от которой хотят получить засев. Сверху изолятор закрывают деревянной или фанерной крышкой и ставят его в середину гнезда. Матка, лишенная возможности уйти из изолятора, засевает сот яйцами. На третий день изолятор вынимают из улья. а рамку с сотом, содержащим яйца, вместе с маткой и покрывающими, её пчелами оставляют в гнезде. Спустя
два дня в соте этой рамки окажется достаточное количество молодых личинок, самой старшей из которых будет но более полутора суток.

При отсутствии изолятора рамку для засева помещают в середине гнезда рядом с рамкой, на которой матка откладывает яйца. Это следует делать осторожно, по возможности без дыма, чтобы не спугнуть матку. Как и при постановке в изолятор, рамку лучше сбрызнуть сиропом или сытой, особенно, если рамка взята из другой семьи или из пасечной мастерской.

На верхней планке необходимо обозначить время постановки рамки в изолятор или непосредственно в гнездо. Это поможет более точно определить возраст племенных личинок.

Packet228.gif

Общие указания по подготовке личинок на маточное воспитание

Личинки перед постановкой в семью-воспитательницу требуют специальной подготовки, которую . производят в пасечной мастерской или кочевой будке. Личинки очень нежны, их легко застудить, поэтому рамку с племенными личинками следует доставлять в помещение и уносить обратно в улей в переносном ящике с закрытой крышкой. Обращаться с этой рамкой нужно осторожно: при выемке из улья находящихся в ней пчел следует удалить щеткой или гусиным пером, но отнюдь не стряхиванием, так как от ударов и резких толчков часть личинок может погибнуть.

В рабочем помещении температура должна быть не ниже 20, но и не выше 30°. Чрезмерная жара и особенно сухость воздуха могут стать причиной быстрого высыхания личиночного корма в ячейках и гибели личинок. В сухом и жарком помещении следует пол полить водой и,
кроме того, в нескольких местах развесить мокрые полотнища.

Следует учитывать, что личинки нуждаются в постоянном уходе пчел-кормилиц. Поэтому работать нужно достаточно быстро, с таким расчетом, чтобы личинки не оставались вне гнезда больше часа. Все необходимое — клинышки, рамки, нож, а также полотенце, горячую воду и растопленный воск — следует приготовить заблаговременно и удобно разместить.

Если работу выполняют вдвоем, нужно заранее распределять обязанности.

Способы подготовки личинок для маточного воспитания

Известно несколько способов подготовки личинок для

маточного воспитания. Их можно разделить на две группы:

1) личинок на маточное воспитание дают пчелам в тех же ячейках, в которых они находятся;

2) личинок переносят из ячеек сота в изготовленные из воска искусственные мисочки и дают в этих мисочках в семью-воспитательницу.

Способы вывода маток без переноса личинок наиболее просты и доступны для начинающих пчеловодов. Способ с переносом личинок сложнее, требует навыка и большой сноровки.

На небольших пасеках, когда выводят мало маток, обычно пользуются первым способом — без переноса личинок. На больших пасеках или в хозяйствах, занимающихся выводом маток для продажи, предпочитают способ с предварительным переносом личинок.

Вывод маток без переноса личинок. Вынутую из улья и принесенную в помещение рамку с личинками кладут на стол плашмя той стороной кверху, где содержится больше подходящих личинок. Острым и тонким слегка подогретым ножом сот разрезают вдоль на полоски (рис. 108). Каждая такая полоска сота должна иметь посредине ряд нетронутых ячеек, а по бокам, где проходил нож, ячейки окажутся разрезанными (рис. 109). При раскройке полосок нужно учитывать, что в нижней части сота личинки часто бывают худшего качества, а иногда там находятся не личинки, а яйца. Поэтому лучше использовать середину или верхнюю часть сота.
В выкроенной полоске с одной ее стороны ячейки укорачивают (срезают ножом) наполовину, а затем режут на отдельные кусочки с таким расчетом, чтобы каждый кусо-

Packet229.gif

Рис. 108. Раскройка сота с молодыми личинками на полоски.

чек сота имел одну целую (неразрезанную) ячейку с нетронутой личинкой. Личинок с противоположной стороны удаляют.

Packet230.gif

Приготовленные таким способом кусочки сотов с личинками укрепляют на клинышках.

Клинышки (рис. 110) делают из очень тонких дощечек или из расслоенной фанеры. Им придают форму
удлиненных равнобедренных треугольников, равные стороны которых имеют в длину по 35 мм, а третья (короткая)—15мм. Употребление этих клинышков предложил известный кубанский пчеловод К. М. Ганкевич.

Кусочки сота с личинками прикрепляют недалеко от края в наиболее широкой части клинышка. Для этого широкую часть клинышка погружают в горячий расплавленный воск, затем вынимают и быстро, пока воск не застыл, прикладывают кусочек сота той стороной, с которой удалена личинка.

Клинышки с личинками накалывают в шахматном порядке на свободную от расплода рамку, вынутую из гнезда семьи-воспитательницы. В верхней части сота рамки может иметься мед, но не должно быть перги. При накаливании клинышки вводят острым концом в средостение сота так, чтобы ячейки с личинками были обращены вниз. На каждой стороне сота можно разместить 3—4 ряда, а в каждом ряду по 10—12 клинышков.

Рамку с клинышками ставят в середину гнезда семьи-воспитательницы между двумя рамками печатного расплода.

Вывод маток с переносом личинок в искусственные мисочки. Для приготовления искусственных мисочек пользуются деревянной палочкой — шаблоном (рис. 111).

Шаблоны делают из мелкослойной древесины яблони, груши, клена и других твердых пород длиной 100 мм и толщиной (в поперечнике) 8 мм. Концы шаблонов закругляют и хорошо шлифуют. Чтобы ускорить изготовление мисочек, несколько таких шаблонов можно вставить в деревянный брусок наподобие зубьев в граблях. Концы их должны находиться на одной линии, иначе мисочки будут иметь разную глубину.

Во время работы конец шаблона (или целого комплекта их) сначала погружают в холодную воду, затем стряхивают, чтобы не оставалось капель воды, потом окунают в растопленный, но не слитком горячий воск на глубину 6— 8 мм. Вынув из воска, шаблон стряхивают легким ударом руки по верхней его части, а потом, когда воск на нем застынет, вновь погружают в сосуд с воском, но уже на меньшую глубину — 5—7 мм. Погружение шаблона в воск и стряхивание его капель повторяют 3—4 раза, каждый раз уменьшая глубину погружения. После этого шаблон

опускают в холодную воду, чтобы воск быстрее остыл. Полученные мисочки снимают с шаблона большим и указательным пальцами левой руки. При этом шаблон слегка поворачивают правой рукой.

Для ускорения работы можно также пользоваться двумя шаблонами поочередно.

Изготовленные искусственные мисочки укрепляют на таких же клинышках.

Packet231.gif

Чтобы прикрепить мисочки к клинышкам, наружное донышко каждой мисочки поочередно обмакивают в растопленный воск и быстро прикладывают к клинышку.

Перенос личинок из пчелиных ячеек в мисочки требует некоторого навыка, так как поврежденную личинку пчелы на воспитание не принимают. Навык в работе приобретается только практикой. Начинающим рекомендуется предварительно поупражняться в переносе трутневых личинок.

Переносят личинки шпателем, сделанным из куска проволоки, один конец которого расплюснут и загнут, для того чтобы им было удобное подхватывать личинку снизу. Шпатель можно также сделать из-гусиного пера (рис. 112), придав ему вид зубочистки, ноне с прямым, а загнутым для подхватывания личинки концом.

Работу проводят так. Края ячеек сота с личинками срезают острым подогретым ножом, чтобы лучше видеть личинок и удобнее извлекать их Рамку можно положить на стол плашмя, личинками кверху илн держать ее наклонно, повернув ячейки с личинками к свету. Затем заостренный конец шпателя опускают в ячейку, погружают в молочко и подводят его под личинку со стороны спинки. Личинку захватывают вместе с частью корма и приподнимают таким образом, чтобы середина личинки лежала на шпателе, а концы свисали (рис. 113). Перенеся личинку в мисочку, шпатель прижимают ко дну и делают легкое движение в сторону, чтобы личинка соскользнула с него.

После переноса личинок клинышки вкалывают в сот и ставят рамку с ними в гнездо семьи-воспитательницы.

Чем больше будет перенесено маточного корма в мисочку вместе с личинкой, тем лучше личинка соскальзывает со шпателя. Если на пасеке в период искусственного вывода маток имеются в племенных семьях естественно заложенные (роевые) маточники, часть их можно сорвать, а маточный корм (желе) использовать для закладки в мисочки перед переносом личинок. На дно каждой мисочки кладут порцию корма размером с просяное зерно. Перед этим в желе добавляют теплую кипяченую воду и, растирая желе, доводят его до густоты жидкой сметаны.

Молотовский пчеловод П. И. Мальцев пользуется для вывода маток естественными мисочками, которые в роевую пору имеются в каждом улье. Он вырезает их, приклеивает к клинышкам, снабжает кормом (желе), переносит в них личинок и помещает рамку с клинышками в гнездо семьи-воспитательницы. Прием личинок у него нередко достигает 100%.

Допустимая загрузка семьи-воспитательницы

Количество личинок, которое следует давать на маточное вскармливание одной семье-воспитательнице, зависит от породы пчел, климатических условий данной местности и т. п. Сотню и больше маток могут воспитывать южные пчелы. В средней и северной полосе семьи воспитывают 2—4 десятка маток, редко больше. Поэтому в поясе умеренного климата за один прием следует давать семье-вос-

Packet232.gif

питательнице примерно 30—40 личинок. При чрезмерной загрузке семьи-воспитательницы выводятся менее полноценные матки.

На Никольской пасеке Института пчеловодства (Тульская область) была установлена следующая зависимость качества выведенных маток от количества выкармливаемых семьей-воспитательницей личинок (табл. 11).

Packet233.gif

Планируя вывод маток, пчеловод должен учитывать, что часть личинок не будет принята пчелами на воспитание, часть маточников и маток выбракуются по разным причинам, а некоторые матки потеряются вовремя брачных вылетов Считают, что количество прививаемых личинок должно быть примерно в 3 раза больше по сравнению с требуемым числом плодных маток.

Уход за семьей-воспитательницей после постановки личинок на маточное вскармливание

После постановки личинок на маточное вскармливание гнездо семьи-воспитательницы тщательно утепляют с боков и сверху.

Вечером, в день постановки личинок, семье-воспитательнице хорошо дать 1—2 стакана жидкого сахарного сиропа и продолжать такое кормление в течение пяти дней, до тех пор, пока маточники не будут запечатаны. Особенно необходимо это делать при перемене погоды, когда пчелы мало или сотвсем не приносят нектара. Лучшие результаты дает подкормка медо-перговой смесью, которую следует намазывать на соты. Медо-перговой подкормки дают 300 г, одинаковыми порциями, в три приема: в день постановки личинок, на следующий день и в последний раз на третий день — при проверке принятых личииок.

Рекомендуется также дрожжевая белково-витаминная подкормка по рецепту проф. Т. В. Виноградовой. Для приготовления ее на 1 л жидкого сахарного сиропа, приготовленного в пропорции две части сахара на одну часть воды, добавляют 50 г обычных хлебных дрожжей, хорошо растертых с сахаром, затем смесь кипятят. Один стакан такой подкормки дают в теплом виде каждой семье-воспитательнице за день до запечатывания маточников.

Через сутки после постановки личинок семье-воспитательнице возвращают 2—3 рамки с открытым расплодом, временно отобранные при ее формировании.

Семью-воспитательницу не надо беспокоить без нужды. Обычно бывает достаточно трех осмотров. Первый раз ее осматривают через день после постановки сота с клинышками для учета принятых личинок, что определяется количеством отстроенных маточников.

Вторично семью-воспитательницу осматривают еще до запечатывания маточников, приблизительно через день после первого осмотра. Цель его — ознакомиться с тем, как идет дальнейшее вскармливание личинок. Попутно с этим бракуют все ненормально отстроенные маточники (мелкие, кривые, сильно удлиненные и в то же время очень тонкие). Если их не выломать, в таких маточниках разовьются неполноценные матки.

Выбор времени для третьего осмотра определяется сроками развития матки. Личинка начинает прядение кокона на девятый день с момента снесения яйца, продолжает прядение в течение 1—3/2 суток и заканчивает к исходу десятого дня. Если к этому сроку добавить еще три дня, которые уходят на полное превращение личинки в куколку, то третий осмотр семьи-воспитательницы можно произвести лишь спустя 13 суток с момента снесения яйца или, иначе, на девятый день после постановки личинок в семью-воспитательницу.

Попутно с третьим осмотром производят вторичную выбраковку маточников.

Использование полученных маточников

Зрелые печатные маточники (за 1—2 дня до выхода из них маток) используют по-разному:

а) помещают их в нуклеусы, в которых после выхода из маточников достигшие половой зрелости матки совер-

шают брачные вылеты и, спарившись с трутнями, становятся плодными;

б) сразу раздают семьям, в которых требуется сменить старых и вообще неполноценных маток;

в) предварительно помещают маточники в клеточки, подвешивают клеточки в рамку-питомник (рис. 114) и оставляют дозревать в этой же или другой семье, вплоть до выхода маток.

Packet234.gif

К тому времени, когда маточники помещают в клеточки, готовят специальный корм — к а н д и для закладки в кормовые отверстия клеточек.

Канди внешне напоминает помадку и обладает двумя ценными свойствами: не высыхает и не растекается по клеточке.

Канди приготовляют из сахара и меда. Для изготовления канди 1 л воды подогревают на плите в луженой или эмалированной кастрюле. Когда вода станет горячей, в нее высыпают 2 кг сахару и, помешивая, доводят сахарный сироп до кипения. После того как сироп вскипит, помешивание прекращают, но все время снимают пену. Когда раствор будет иметь температуру 112°, в него вливают 600 г жидкого или распущенного меда и нагревают до 118°, затем сливают в чистую посуду. Как только раствор остынет до 70—80°, его беспрерывно и энергично мешают деревянной лопаткой До тех пор, пока он не превратится в столь густое белое тесто, что размешивать его дальше станет трудно.

Готовое канди следует хранить в сухом прохладном помещении в деревянной посуде, обданной изнутри горячим воском.

Если канди нет, кормовые отверстия маточных клеточек заполняют медом, взятым тут же с рамки вместе с вощиной, и прикрывают его сухим кусочком забруса.

Матка без помощи пчел часто не может выйти из маточника и замирает в нем. Обычно накануне выхода, а иногда за два дня до этого, рабочие пчелы удаляют слой воска с заостренного конца маточника, оголяя его до самого кокона. Матке остается лишь прогрызть кокон, с чем она легко справляется сама. Поэтому после помещения маточников в клеточки Титова последние дают семьям-воспитательницам с открытыми клапанами, а улей закрывают. Примерно через час, когда в клеточки с маточниками войдут пчелы, клапаны закрывают и оставляют в таком виде до выхода маток.

Дальнейшее использование семей-воспитательниц

После отбора маточников семью-воспитательницу можно использовать для вывода новой партии маток. Вновь подготовленных личинок дают семье-воспитательнице через 3—4 часа после того, как отберут у нее все маточники.

Обычно при выводе большого количества маток одновременно фаршируют несколько семей-воспитательниц. Часть этих. семей можно перевести на непрерывную работу для закидки маточников. Для этого, как только семьи-воспитательницы запечатают маточники, последние группируют в одной-двух семьях, а в освобожденные от маточников семьи-воспитательницы повторно дают махочные личинки.

После вторичного' использование семьи-воспитатель-ницы ее превращают в нормальную семью, для чего оставляют один печатный маточник, или подсаживают одну из выведенных молодых маток, или же возвращают свою плодную матку. При ослаблении семьи ее подсиливают рамками зрелого печатного расплода.

Браковка маточников и неплодных маток

Животноводы, проводя племенную работу, широко практикуют бонитировку, т. е. оценку животных по внешним и хозяйственно полезным признакам с последующей

выбраковкой малоценных животных. Зоотехническая наука разработала соответствующие методы бонитировки и браковки.

В пчеловодстве пока еще нет научно обоснованных методов бонитировки и браковки маток, однако оценка и выбраковка их практикуются давно.

Важнейшие признаки, по которым можно судить о качестве матки — ее величина, вес и количество яйцевых трубочек. Доктор биологических наук Г. А. Аветисян на основании научной работы, проведенной совместно с В. Ю. Некрасовым на базе крупных колхозных пасек, обобщил полученные данные, которые могут быть положены в основу бонитировки и браковки маток.

Для изучения и оценки были использованы 103 матки, выведенные от одной и той же племенной матки и осемененные трутнями, обладавшими одинаковыми наследственными задатками.

Несмотря на это, матки-дочери все же резко отличались друг от друга величиной, весом и количеством яйцевых трубочек. В частности, количество яйцевых трубочек у отдельных маток колебалось от 200 до 400 при среднем числе их 312,

Плодовитость маток тоже была разной: у маток, имевших от 301 до 320 яйцевых трубочек, в семье одновременно было занято расплодом 24 тыс. ячеек; у маток, имевших 200—220 трубочек, количество расплода снизилось до 17 тыс., а у маток с 381—400 яйцовыми трубочками превысило 28 тыс.

Количество яйцевых трубочек в яичниках матки можно определить только при анатомировании (вскрытии) матки, когда матка погибнет. Определение веса маток также мало доступно для рядового пчеловода-практика. Но так как количество яйцевых трубочек и вес матки обычно тесно связаны с размерами ее тела (т. е. величиной матки), то в практической работе качество матки можно определять по ее размеру.

Г. А. Аветисян делил маток по внешним признакам (величине) на пять групп: 1) очень крупных, 2) крупных, 3) средних, 4) ниже среднего размера и 5) мелких.

Изучение продуктивности семей с матками разной величины показало, что с уменьшением величины маток одновременно уменьшались их яйценоскость и продуктивность семей.

Когда продуктивность группы семей с очень крупными матками была принята за 100, то снижение продуктивности семей с более мелкими матками выразилось в следующих цифрах (табл. 12).

Packet235.gif

На основании полученных данных Г. А. Аветисяп рекомендует производить бонитировку и браковку маток, начиная с маточников и заканчивая оценкой и браковкой молодых, только что вылупившихся маток.

Работы Г. А. Аветисяна прокладывают путь к бонитировке маток на пасеках. Выбирая для вывода маток самых молодых личинок, пчеловоды одновременно с браковкой открытых и печатных маточников должны браковать и уничтожать также недоразвитых, менее крупных, а тем более мелких неплодных маток. Средние и крупные по размерам матки следует оставлять для использования в рядовых семьях, а в племенные семьи подсаживать толыго очень крупных маток.

Оплодотворение маток и контроль за спариванием

Нуклеусы

Для получения плодных маток и временного их содержания в качестве запасных формируют небольшие семейки — нуклеусы, в которые помещают зрелые печатные маточники или же подсаживают молодых неплодных маток.

Размещают эти семейки в обычных ульях, разделенных перегородками на 2—3 изолированных друг от друга отделения, носящих также название нуклеусов. Перегородки должны доходить до дна и плотно прилегать к стенкам улья, чтобы пчелы но могли переходить из одного

отделения в другое. Перегородки лучше делать выдвижные, чтобы, когда это потребуется, их можно было вынуть и 2—3 семейки объединить в одну. Для этого нижний край перегородки и обе боковые стороны окантовывают ламповым фитилем, полосками сукна, выкроенными из старой, но чисто выстиранной шинели, или каким-либо другим подходящим материалом.

Каждое отделение многосемейного нуклеуса должно иметь свой леток. При делении улья пополам один леток делают в передней, другой в задней стенке улья; в трехместных нуклеусах летки устраивают с трех сторон (рис. 115). Когда улей имеет четыре нуклеусных отделения

Packet236.gif

(например, в ульях-лежаках), летки устраивают либо со всех четырех сторон улья, либо два летка делают в перед-ней стенке улья, а два — в задней. Передние стенки каждого нуклеусного отделения окрашивают в разный цвет, что помогает пчелам и маткам ориентироваться и быстрее находись свой леток при возвращении в улей. Каждое отделение должно иметь самостоятельный деревянный потолок или обычный холстик. Верхнее утепление улья может быть общим для всех нуклеусов.

Нуклеусы дучше делать на обычную гнездовую рамку. Такие нуклеуса хороши тем, что летом их легко и удобно заселять простои перестановкой рамок с расплодом, пчелами и кормом из любого улья;их удобно также и расформировывать. В случае надобности 2—3 такие семейки-нуклеусы можно объединить в одну семью и произвести

ряд других комбинаций. Зимой в разделенных перегородками ульях могут зимовать 2—3 семейки с запасными плодными матками.

Часто нуклеусы формируют в тех же ульях, в которых находятся основные семьи. Для этого сбоку улья-лежака отгораживают отделение на 3—4 рамки, так называемый карман, и устраивают отдельный леток. Иногда в лежаках делают по два кармана.

На юге, в больших специализированных матковыводных хозяйствах, где в течение одного сезона получают несколько тысяч плодных маток, для экономии пользуются специальными нуклеусами с уменьшенной рамкой, например в 1/2 или 1/4 гнездовой рамки. Часто такие улейки делят еще на 2—4 отделения. В последнее время начинают устраивать совсем маленькие нуклеусы — микронуклеусы.

Формирование нуклеусов

Широко распространенные в настоящее время способы формирования нуклеусов сводятся к следующим приемам:

а) при формировании нуклеуса от одной семьи в нуклеусное отделение улья помещают 1—2 рамки с расплодом и сидящими на них пчелами и 1—2 рамки с кормом, а затем от этой же семьи еще стряхивают пчел с 2—3 рамок;

к вечеру в нуклеус дают зрелый печатный маточник или молодую неплодную матку;

б) при формировании сборных нуклеусов делают то же самое с той лишь разницей, что пчел и расплод для их формирования берут не от одной, а от двух или нескольких семей.

При постановке ульев с нуклеусами на постоянное место неизбежен слет лётных пчел в материнские семьи, в результате в нуклеусах остаются только расплод и молодые пчелы, не способные к вылету в течение трех и более дней.

Пчеловоды знают, как неудобно иметь нуклеусы без лётных пчел. Во-первых, после слета старых (лётных) пчел семейки слабеют настолько, что оставшиеся молодые (нелётные) пчелы не покрывают расплода и возникает необходимость второй, а то и третий раз дополнительно их подсиливать пчелами. Если этого своевременно не сделать, часть расплода погибнет, а пчелы, выведенные из уцелевшего расплода, будут неполноценными. Во-вторых,

приходится давать пчелам воду в течение 5—6 дней. Наконец, почти всегда не только маленькие нуклеусы, но и более сильные отводки, сформированные из одних лишь молодых (нелетных) пчел, первое время плохо развиваются и жизнедеятельность их оказывается резко пониженной.

Автор этой книги в течение ряда лет проводил опыты по формированию семеек с разновозрастными пчелами. В результате им разработаны два способа:

1) двукратное последовательное деление семьи пополам (на пол-лёта) и

2) способ с использованием роевых пчел (видоизмененный способ смоленского пчеловода И. А. Ковалева).

Оба эти способа формирования нуклеусов описаны ниже

Нуклеусы с разновозрастными пчелами

Способ двукратного последовательного деления семьи пополам (на пол-лета). Способ обычного деления семьи пополам давно описан в пчеловодной литературе, достаточно известен и широко применяется пчеловодами. При этом способе основная семья делится на две равные части, т. е. на две семьи.

Способ двукратного последовательного деления семьи пополам заключается в том, что основная семья сначала делится пополам, а затем (через 1—3 дня) каждую из новых семей снова делят пополам. В результате от одной семьи получают четыре семейки-нуклеуса.

Для двукратного последовательного деления семьи на пол-лета выбирают семьи, имеющие не менее восьми рамок с расплодом. В таких семьях вылавливают маток и используют их, в зависимости от потребностей пасеки, по-разному: для смены старых или неполноценных маток, для формирования новых семей и т. п.

Через день, когда будут заложены свищевые маточники, обезматоченные семьи делят пополам па пол-лета. Для этого по сторонам каждой семьи—справа и слева — временно устанавливают две ульевые подставки, каждую на расстоянии около полуметра от улья. Затем во время сильного лета пчел запасной улей подносят к основной семье и переставляют в него половину рамок с расплодом и кормом, не стряхивая сидящих на них пчел. Рамки с расплодом распределяют так, чтобы в запасном улье и в основной семье оказался и печатный и открытый

расплод, а также маточники. Затем запасной улей ставят на одну из подставок, а улей с основной семёй — на другую. Летки обоих ульев должны находиться па одном уровне с летком улья, снятого со средней подставки.

Лётные пчелы, возвращающиеся с поля, не найдя своего улья па месте, разлетятся равномерно по обоим ульям. Если будет замечено, что пчелы распределяются неравномерно, то тот улей, в который их летит больше, несколько

Packet237.gif

отодвигают или поворачивают летком немного в сторону от линии направления лета пчел. Таким образом вместо одной сильной семьи па пасеке окажутся две семьи, примерно равные по силе (рис. 116).

На другой день вечером, после окончания лета пчел, оба улья находящиеся на расстоянии около полутора метров друг от друга, отодвигают — один влево, другой вправо — с1цо на полметра. То же делают и на третий день, пока расстояние между ульями не достигнет 3,5 м. На следующий день (четвертый после первого деления) во время лета пчел каждую семью этим же способом снова делят на две примерно равные части. Таким способом любая основная семья может быть разделенной на четыре нуклеуса. Все они при формировании должны иметь свои

свищевые маточники. Однако для ускорения выхода маток и повышения их качества каждому нуклеусу следует дать по одному заранее подготовленному зрелому маточнику, из которого через день-два выйдет матка.

Если в нуклеусы дают не маточники, а неплодных маток, их подсаживают в клеточках, которые помещают в промежутках между двумя соседними сотами так, чтобы матки сами могли брать корм из распечатанных участков сота.

Так как при делении семьи на четыре нуклеуса она фактически расформировывается, этот способ можно несколько видоизменить. Сначала семью делят на две, оставив одной из них плодную матку, а затем безматочную семью делят пополам, как описано выше, и получают два нуклеуса с разновозрастными пчелами. При таком способе формирования нуклеусов количество семей на пасеке не уменьшается.

Формирование нуклеусов из роевых пчел и пчел роившейся семьи. Этот способ позволяет получить от одной семьи 2—3 нуклеуса с одновременным сохранением сильной основной семьи, которая будет участвовать в главном медосборе и даст товарный мед.

Такие нуклеусы формируют следующим образом. Привившийся рой собирают в роевню и относят в зимовник. Роившуюся семью осматривают во второй половине дня, ближе к вечеру, и затем формируют от нее 2—3 нуклеуса;

в каждое нуклеусное отделение ставят по две рамки с расплодом и находящимися на них пчелами и по одной рамке с кормом (рамку с кормом можно взять из другого улья или в кладовой). В те нуклеусы, на рамках которых оказалось мало пчел, стряхивают дополнительно пчел с одной рамки из гнезда роившейся семьи. При этом обязательно следят, чтобы в каждое нуклеусное отделение были даны печатные маточники, взятые из роившейся или же другой племенной семьи; из гнезда роившейся семьи все маточники удаляют. В гнездо роившейся семьи вместо отобранных рамок с расплодом ставят вперемежку с оставшимися рамки искусственной вощины.

Если роилась семья, находящаяся в 24-рамочном лежаке, два нуклеусных отделения можно сформировать по краям лежака с летками в задней и боковой стенке. В средней части лежака разместится основная семья, отпустившая рой.

В тесном 12-рамочном улье, занятом семьей, отпустившей рой и переводимой на положение семьи-медовика, места для нуклеусов не оказывается. В этом случае нуклеусы (по два или по три) размещают в запасных 12-рамочиых ульях, разделенных глухими перегородками на 2—3 части.

Ульи, заселенные нуклеусами, относятся на новое постоянное место.

Вечером выносят из зимовника роевню и в зависимости от силы роя и количества формируемых нуклеусов половину или даже две трети роевых пчел вместе с маткой подсаживают по сходням в семью, отпустившую рой, а остальных пчел поровну распределяют по сформированным днем нуклеусам.

Таким образом, из роившейся семьи формируют одну семью-медовик и 2—3 нуклеуса. В семье-медовике остается часть расплода и половина или большая часть лётных пчел, а также не менее одной третьей части всех имевшихся раньше (до роения) молодых, нелётных пчел.

Семейки-нуклеусы, имея разновозрастных пчел и расплод, будут биологически полноценными, и с первого же дня в них наблюдается оживленный лет. Для лучшего оседания в нуклеусах лётных пчел возвращать роевых пчел в материнскую семью и добавлять их в нуклеусы следует как можно ближе к вечеру, лучше после окончания лета пчел на пасеке.

Общие замечания к способам формирования нуклеусов. Для формирования нуклеусов потребуются запасные ульи. При формировании нуклеусов способом двукратного последовательного деления семей'пополам, как уже говорилось, от одной семьи получают четыре нуклеуса или же, сохранив нормальную семью,— только два нуклеуса. В первом случае дополнительно потребуется три запасных улья, а во втором два. Но не надо забывать, что каждый нуклеус занимает только часть улья и, если использовать глухие перегородки, делящие улей па две части, в эти ульи можно поместить: в первом случае еще четыре нуклеуса, а во втором — два. Свободные отделения в нуклеусах вполне могут быть использованы, если наряду и попутно с формированием нуклеусов способом двукратного последовательного деления пополам, формировать нуклеусы и вторым способом — из роевых пчел и пчел роившейся семьи.

Однако следует иметь в виду, что описанные способы формирования нуклеусов могут быть рекомендованы для использования на рядовых колхозных и совхозных насеках. В больших матковыводных хозяйствах, например госплемрассадниках, практикуются иные способы формирования нуклеусов, описание которых в книге не дается.

Уход за нуклеусами

Летки в нуклеусах все время следует держать суженными, оставляя отверстие для одновременного прохода 1—2 пчел.

Осматривать нуклеусы лучше утром или в предвечерние часы, начиная с 5—6 часов вечера; в это время матки не вылетают на спаривание. Осматривать нуклеусы следует не слишком часто, а работу выполнять по возможности быстро и без дыма. Первый осмотр производят на следующий день после формирования с целью убедиться, достаточно ли плотно пчелы покрывают расплод. Если матка была дана в клеточке, открывают нижний клапан. Когда матка принята, а семейка обеспечена кормом и пчелы плотно покрывают рамки, следующий осмотр можно сделать примерно через 8—10 дней, чтобы проверить, не затерялась ли матка. Дальнейшие осмотры для проверки, начала ли матка яйцекладку, проводят с промежутками с 1—2 дня. Если возникнет подозрение, что матка затерялась, в нуклеус ставят контрольную рамку, содержащую молодые личинки и яйца. Если па контрольной рамке пчелы заложат маточники, это будет говорить о том, что матка потерялась на облети.

С момента появления на свет матки и до ее спаривания с трутнем проходит разное время. В хорошую погоду 97% маток становятся плодными и начинают откладывать яйца в течение первых 15 дней после рождения. Поэтому нот расчета держать матку в нуклеусе больше двух недель. Если за этот срок она не начнет кладку яиц, такую матку следует уничтожить, а в нуклеус посадить молодую неплодную матку или дать зрелый маточник.

В плохо утепленных нуклеусах и слишком слабых семейках даже спарившиеся матки долго не начинают кладку яиц. Поэтому уничтожать маток в нуклеусах можно лишь в том случае, когда пчеловод убедится, что причиной отсутствия яиц служит неплодность матки, а не его оплошность.

Повторное использование нуклеусов

Один и тот же нуклеус можно использовать для получения плодных маток несколько раз подряд. Для этого после отбора яйцекладущей матки в него снова дают неплодную матку или зрелый печатный маточник.

Однако матку, начавшую кладку яиц, следует продержать в нуклеусе 3—5 дней. Это избавит пчеловода от необходимости подсиливать нуклеус, так как пчелы, которые выйдут из отложенных маткой яиц, впоследствии пополнят население нуклеуса. Особенно долго задерживать плодную матку в нуклеусе тоже не следует: это уменьшит его пропускную способность.

В нуклеусе после отбора плодной матки остаются яйца, а если матка откладывала яйца больше трех суток, то и личинки. Если сразу же после изъятия яйцекладущей матки в нуклеус дать незащищенный клеточкой маточник, он будет разгрызен. Чтобы этого не случилось, маточник (без клеточки) дают в нуклеус лишь тогда, когда в нуклеусе будут заложены свищевые маточники, которые срывают перед постановкой печатного маточника.

Может случиться, что на пасеке выведена партия молодых неплодных маток, а свободных мест в нуклеусах нет. Тогда, заключив каждую молодую неплодную матку в отдельную клеточку, снабженную кормом, их поодиночке размещают в нуклеусы, имеющие маток. Как только оплодотворившаяся матка начнет кладку яиц, ее убирают из нуклеуса, а неплодную матку немедленно выпускают из клеточки. Этот способ увеличивает пропускную способность нуклеусов. При этом, как и при всяком другом способе подсадки неплодных маток, нужно иметь в виду, что чем моложе неплодная матка, тем ее охотнее примут пчелы.

Окончив вывод маток, в зависимости от плана пасеки, с нуклеусами поступают по-разному:

а) оставляют в зиму с запасными плодными матками;

б) превращают в нормальные семьи, для чего нуклеус подсиливают за счет других семей;

в) расформировывают, причем маток используют для других нужд хозяйства, а пчел присоединяют к соседним нуклеусам или Нормальным семьям.

В одном и том же нуклеусе при благоприятных условиях погоды удается в течение месяца получить до трех плодных маток. Однако, учитывая всякие неполадки,

пропускную способность нуклеуса нужно планировать из расчета получения двух плодных маток в месяц, а за весь сезон — трех-четырех маток (в зависимости от продолжительности пчеловодного сезона в данной местности).

Календарный план работ по выводу маток

Все работы по выводу маток должны выполняться в строго определенные сроки. В некоторых случаях отступление даже на один день может сорвать работу.

Пчеловод должен заранее составить план, продумать, какие работы и в какой день должны быть выполнены. Необходимо также наладить точный учет выполненных работ: отмечать, сколько дано личинок, сколько из них принято, сколько получено запечатанных маточников и т. п.

Для этой цели удобно пользоваться помещенной ниже формой календарного плана (табл. 13), при составлении которого взяты примерные сроки и показатели.

Для удобства в календарном плане все сроки работ рассчитаны по отношению ко дню прививки личинок.

Предлагаемая форма сочетает в себе и календарный план, и учет его выполнения. Имея под руками такой план, всегда можно видеть, когда данную работу нужно было выполнить, когда она фактически выполнена и с какими результатами.

Packet238.gif

Packet239.gif

Пчеловодство © 2002-2010 Для вопросов и предложений easyc@vipcentr.ru