Биология медоносных пчел
Основы
Медоносные пчелы
Строение жала
Размножение пчел
Нервная система
Жизнь пчелиной семьи
Цветы для дачи
Многолетники
Однолетники
Пчеловодное хозяйство
Организация
Совхозная пасека
Разведение
Сильные семьи
Основные правила
Выставка пчел
Расширение гнезд
Племенная работа
Вывод маток
Смена маток
Формирование
Подготовка
Использование взятка
Готовим к зиме
Уход зимой
Перевозка
Болезни, враги пчел
Борьба с ними
Болезни пчел
Враги пчел
Кормовая база и опыление
Опыление
Кормовая база
Медеопродуктивность
Улучшение кормовой базы
Наблюдение за погодой
Опыление культур
Растения
Кактусы
Болезни кактусов
Польза от кактусов
Цветочные украшения
Питания растений
Воздух для растений
Световой режим растений
Водный режим
Целебные растения
фикус
Добавлены новые разделы
ОСНОВЫ ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ

Биология слово не русское. Оно произошло от двух греческих слов биос — жизнь и логос — наука.

Биология — наука о жизни в самом широком значении этого слова. Она изучает происхождение и развитие жизни на Земле, строение животных и растений, процессы и явле- ния, происходящие в них, а также закономерности этих процессов и явлений в единстве со средой, т. е. с усло- виями жизни.

Долгое время биология была наукой преимущественно описательной, объясняющей жизнь и развитие живых су- ществ.

Великий советский ученый И. В. Мичурин и его после- дователи превратили биологию в науку, дающую ключ к преобразованию природы, открывающую возможность сознательно управлять растительными и животными орга- низмами.

И. В. Мичурин говорил, что задача биологии заклю- чается в том, чтобы не только изучать и объяснять живую природу, но и планово, направленно изменять ее в инте- ресах человека. Это он выразил в известном всем изрече- нии: «Мы не можем ждать милостей от природы; взять их у нее — наша задача».

В жизни человека огромную роль играют продукты, получаемые им от животных и растений. Для создания изобилия этих продуктов — хлеба, мяса, масла и т. д. нужно знать законы жизни и развития растений и живот- ных, дающих нам эти продукты. Знание же законов раз- вития и разработка наиболее совершенных методов (спо-

собов) управления живыми организмами помогают непре- рывно поднимать продуктивность животноводства и повы- шать урожаи сельскохозяйственных культур.

Так как живая природа разделяется на две огромные группы — мир растений и мир животных, то постепенно обособились две науки — ботаника и зоология.

В свою очередь каждая из этих наук делится на более мелкие науки. Так, отдел зоологии, изучающий насеко- мых, в том числе и пчел, составляет науку — энтомологию. Однако в основе всех этих частных биологических наук лежит учение об общих законах жизни и развития живых организмов.

Биология, в частности, занимается изучением и много- образной жизни пчелиной семьи. Знание строения, раз- вития, поведения отдельных особей пчелиной семьи (матка, трутни, рабочие пчелы), взаимоотношений между ними, изучение гнезда, периодических изменений в жизни пче- линой семьи на протяжении всего года, а также взаимо- связи, существующей между пчелами и цветковыми расте- ниями, помогает человеку активно вмешиваться в жизнь пчел. Человеку, знающему основы общей биологии и изу- чившему биологию пчелиной семьи, легче руководить ее ростом и развитием с тем, чтобы получать наиболее высокие выходы продукции (мед, воск, новые пчелиные семьи) и лучше использовать пчел для опыления и повышения уро- жайности сельскохозяйственных культур.

Клеточное строение живых организмов

Клетка. Тело животных и растений построено из кле- ток. Некоторые клетки, например клетки мякоти арбуза, хорошо различимы невооруженным глазом. Большинство же клеток, наоборот, имеет настолько незначительные размеры, что их можно увидеть только через лупу, а чаще при помощи микроскопа при сильном увеличении,

Среди бесчисленного множества населяющих мир жи- вых существ имеются такие, которые состоят только из одной клетки. К числу таких организмов относятся, на- пример, нозема, вызывающая заболевание пищеваритель- ного аппарата у пчел, микробы-возбудители болезней человека и животных, дрожжевые и плесневые грибки и многие другие. Их называют одноклеточными организмами. Большинство же организмов состоит из

безчисленного множества связанных между собою клеток. С этими сложно устроенными, или многоклеточ- ными, живыми существами мы встречаемся повседневно. К ним относится большинство известных нам растений,  животных и сам человек.

Животная клетка и ее строение. Клетки могут быть самой разнообразной формы: шаровидные, нитевидные, кубические, цилиндрические, веретенообразные и т. п. Все они обычно состоят из протоплазмы, ядра и оболочки.

Протоплазма — бесцветная, вязкая, как белок сырого куриного яйца, похожая на студень, жидкость. В центре протоплазмы находится ядро, покрытое ядер- ной оболочкой. Как правило, в протоплазме клетки нахо- дится только одно ядро, но бывает и по нескольку ядер.

В состав протоплазмы и ядра входят сложные органи- ческие вещества—белки, углеводы, жиры,—минеральные соли и вода. Углеводы п жиры состоят из соединений хими- ческих элементов — углерода и кислорода. Белки по- строены более сложно; кроме углерода, водорода и кисло- рода, в них входят азот, сера, фосфор и другие элементы.

Белок — важнейшая составная часть клетки; с ним связано проявление жизни клетки, иначе, белок — основа жизни.

Животные клетки обычно имеют тонкую белковую оболочку. В оболочках могут быть многочисленные поры, через которые протоплазма соседних клеток со- общается между собой. Оболочки растительных клеток, построенные из клетчатки, значительно толще животных клеток, хорошо выражены и легко различимы.

Функции (отправления) клеток. Каждая отдельная клетка многоклеточного организма питается, размножает- ся, изменяется, стареет и умирает.

Из окружающей внешней среды или через смежные клетки каждая клетка получает необходимые питательные вещества и кислород, которые усваиваются ею и превра- щаются в живое вещество клетки. Процесс усвоения ве- ществ, поступивших в организм, превращение этих ве- ществ в усвояемые белки, углеводы и жиры требует затраты энергии.

Одновременно с усвоением происходит противополож- ный процесс: клеточное вещество подвергается частичному разрушению и окислению. За счет этого распада сложных веществ живых клеток и образуется энергия, необходимая

для процесса усвоения. В результате в клетке образуются ненужные и даже вредные для нее вещества, которые уда- ляются наружу.

Таким образом, между клеткой и окружающей ее внеш- ней средой происходит непрерывный обмен веществ, являющийся необходимым условием существования клет- ки. С прекращением обмена веществ прекращается и жизнь.

Проявлением жизни клеток, кроме обмена веществ, являются их раздражимость и способность к размноже- нию.

Под раздражимостью подразумевается свойство клетки отвечать на внешние или внутренние воздействия. Разные группы клеток выполняют в организме различную роль. Поэтому группы клеток отвечают на раздражение по- разному: например, клетки мышечной ткани сокращаются, клетки слизистых оболочек отвечают на раздражение выделением слизи и т. д.

Число клеток в многоклеточном организме постоянно изменяется: одни клетки отмирают, другие образуются вновь. При этом новые клетки, как правило, возникают в организме путем размножения.

Размножение клеток происходит делением. В ре- зультате деления из старой клетки образуются две новые, несколько отличающиеся по своим ..свойствам от исходной, материнской клетки.

Различаются два типа деления клетки: 1) прямое, которое состоит в том, что ядро постепенно как бы перетя- гивается, перешнуровывается на две части, а затем делится на клеточное тело, и 2) непрямое, или к а р и о к и- нетическое, сопровождающееся сложными изме- нениями в ядре и протоплазме.

Ткани. Группы клеток, однородные по своему про- исхождению, строению и выполняемой функции, назы- ваются тканями. Из тканей построены все органы тела животных.

Различают четыре основных вида тканей: эпителиаль- ную. или покровную (защитную), соединительную, мы- шечную и нервную.

Эпителиальная ткань состоит из большого числа клеток различной формы (плоских, кубических, цилиндрических) и имеет различное строение; клетки могут располагаться в один слой (однослойный эпителий) и в два или несколько слоев (многослойный эпителий). Клетки эпителиальной ткани плотно прилегают друг к другу, будучи соединены между собой межклеточным веществом.

Многослойный эпителий покрывает наружные части юла животного (верхняя часть кожи), предохраняет жи- вотное от неблагоприятных внешних условий и защищает глубжележащие части тела от механических повреждений.

Однослойная эпителиальная ткань выстилает всю по- верхность внутренних стенок ротовой полости, глотки, пищеварительного, дыхательного и мочеполового аппара- тов и тоже имеет защитное значение для организма. Эта ткань способствует еще обмену веществ, так как эпите- лиальные клетки могут всасывать поступающие из внеш- ней среды вещества. Кроме того, они выделяют в полости разных органов или непосредственно в кровь вырабатывае- мые в клетках вещества — секреты, например слюну, пищеварительные соки. Такие эпителиальные клетки но- сят название железистых. Железистые клетки участвуют в образовании желез (железы пищеваритель- ного канала, слюнные, потовые и другие железы).

Клетки эпителия, выстилающие дыхательные пути, имеют беспрерывно колеблющиеся реснички (мерцатель- ный эпителий), которые предохраняют органы дыхания от загрязнения и освобождают их от слизи. Такие же мер- цательные реснички в яйцеводах женских половых орга- нов способствуют нисходящему продвижению яйца.

Соединительная ткань, в отличие от эпи- телиальной, содержит незначительное количество клеток, расположенных далеко друг от друга, и большое количе- ство межклеточного вещества.

Соединительная ткань встречается в самых разнообраз- ных частях животного организма. Из нее построены связ- ки, сухожилия, хрящи, кости, т. е. она образует остов внутренних органов.

К соединительным тканям, точнее, к тканям внутрен- ней среды, относятся также кровь, жировая ткань и груп- пы пигментных клеток, придающих животным ту или иную окраску.

Кровь состоит из жидкости — плазмы и кровяных клеток трех видов: красных кровяных телец — эритро- цитов, белых кровяных телец — лейкоцитов и кровяных пластинок — тромбоцитов. В эту же группу входит и лимфа—прозрачная, желтоватая жидкость, заполняющая

тканевые промежутки. Кровь и лимфа проникают по все участки тела, снабжая их питательными веществами» а также кислородом, и выводят из организма ненужные и вредные вещества.

Мышечная ткань обладает свойством сокра- щаться. Эта ткань осуществляет функцию движения и перемещения организма, а также обеспечивает двигатель- ные процессы внутри организма, например ритмические сокращения (перистальтика) стенок кишок.

Мышечную ткань делят на гладкую и поперечно-полосатую. Гладкая мышечная ткань состоит из вытянутых веретенообразных клеток. Такие клетки входят в состав кожи, внутренних стенок кишечника, кровеносных сосу- дов, мочеполовых органов. Гладкие мышцы отличаются малой утомляемостью: их сокращения медленны, дли- тельны, непроизвольны.

Поперечно-полосатая мышечная ткань состоит из кле- ток или клеточных соединений, вытянутых в длинные волокна (иногда до 12,5 см). Мышечное волокно обладает способностью сокращаться, что связано с присутствием в нем сократительных нитей — миофибрилл. Из попереч- но-полосатой мышечной ткани построена мускулатура тела (мышцы), мускулы языка, глаз. Она, в противополож- ность гладкой мышечной ткани, сокращается произвольно, быстро и энергично, но быстро и утомляется.

Нервная ткань состоит из нервных клеток, так называемых нейронов, которые отличаются от дру- гих клеток сложностью своего строения и повышенной раздражимостью.

Протоплазма нейронов пронизана очень тонкими п длинными нитями, которые выступают наружу клеток в виде длинных нервных отростков, имеющих вид белых нитей, очень прочных на разрыв.

Из нервной ткани построен головной и спинной мозг животных. Отростки нервных клеток, выходя за пределы мозга, образуют нервные лучки, назывемые нервами. Нервы пронизывают все тело животных.

Если любая клетка организма обладает известной раз- дражимостью, то нервные клетки многоклеточных живот- ных отличаются этой способностью в сильнейшей степени.

Органы. Рассмотренные нами ткани находятся в живот- ном организме не изолированно Друг от друга, а тесно со- четаются между собой, образуя органы. Все органы имеют

очень сложное строение, причем строение органа тесно связано с той работой, которую он выполняет.

Каждый орган животного, например сердце, желудок, легкие, печень, выполняет строго определенную, свой- ственную ему функцию. Однако каждый отдельный ор- ган тесно связан не только с работой других органов, по находится во взаимосвязи со всем организмом в це- лом.

Нарушение функции одного органа сказывается па функции других органов и на всем организме.

Органы, выполняющие сходные функции, объединяют- ся в системы органов. В состав сложного организма вхо- дят системы: 1) органов движения, 2) органов кожного покрова. 3) органов пищеварения, 4) органов дыхания, 5) кровообращения, 6) выделения, 7) размножения, 8) же- лез внутренней секреции и 9) нервная система с органами чувств. Нервной системе принадлежит ведущая роль в организме, ибо она осуществляет взаимосвязь между дру- гими системами и регулирует взаимоотношения организма с внешней средой.

Система органов движения обусловливает передвиже- ние организма в пространстве и перемещение отдельных частей тела по отношению друг к другу.

Система органов кожного покрова несет защитную функцию, предохраняя организм от неблагоприятных воз- действий внешней среды (холод, жара и т. п.). Вместо с этим она играет значительную роль в процессе выделе- ния тепла и теплорегуляции организма у теплокровных животных.

На системе органов пищеварения лежит работа по пре- вращению сложных составных частой корма или пищи в легкоусвояемые питательные вещества. Этот процесс называется перевариванием.

Система органов пищеварения начинается ротовой по- лостью, где происходит .главным образом механическая обработка пищи. Далее следует пищевод, желудок, отделы тонких и толстых кишок. В желудке и тонких кишках корм или пища подвергаются перевариванию. Удобоусвоя- емые питательные вещества всасываются стенками тонких и толстых кишок, проходят через их слизистую оболочку и поступают в кровеносные и лимфатические сосуды. Непе- реваримые остатки пищи в виде каловых масс выбрасы- ваются организмом наружу.

Большую роль в процессе пищеварения играют подже- лудочная железа и печень, которые'изливают свои секре- ты (соки) в тонкий отдел кишок.

Для использования (окисления, сгорания) питатель- ных веществ, поступающих в организм через органы пище- варения, необходим кислород, который доставляется из внешней среды органами дыхания.

В тесной взаимосвязи с системой органов пищеваре- ния и дыхания стоит система органов крово- и лимфо- обращения. Благодаря ей поступившие в организм пита- тельные вещества и кислород разносятся по всему телу и подводятся к системе органов выделения продукты рас- пада образующиеся в клетках и тканях.

Согласованность работы отдельных систем органов животного организма осуществляется через кровь при уча- стии системы органов внутренней секреции, но главная координирующая роль принадлежит нервной системе при непременном участии органов чувств.

Основные положения учения Дарвина

В природе существует огромное разнообразие видов животных и растений.

Каждый вид животных (пчела медоносная, заяц-беляк, мышь полевая и т. д.) встречается в природе в определен- ных условиях, занимает определенную территорию, на которой находит все необходимое для жизни. Особи дан- ного вида (самцы, самки и рабочие особи у разных видов общественных насекомых) выполняют определенные функ- ции, размножаются и этим обеспечивают продолжение жизни вида, т. е. его существование среди других видов. Особи разных видов в природе, как правило, не скрещи- ваются между собой.

Существование огромного разнообразия видов необхо- димо было объяснить. Действительно, откуда и как воз- никло такое обилие живых форм?

Продолжительное время считалось, что виды животных и растений существуют неизменными с момента их созда- ния творцом (богом).

Передовую научную мысль такая точка зрения не могла удовлетворить. Многовековая практика разведения сель- скохозяйственных животных и растений давала богатый материал, указывающий на изменяемость живых существ.

Но лишь в середине прошлого столетия в науке утвер- дился новый, материалистический взгляд на развитие живой природы. Было доказано, что жизнь на Земле была не всегда гакой, какова она сейчас, что виды животных и растений изменяются во времени. Основы этого научного взгляда на живую природу были заложены великим анг- лийским биологом Чарлзом Дарвином (1809—1882), основ- ной труд которого «Происхождение видов» появился в 1859 году.

Изучая накопленный веками опыт практиков сельского хозяйства по разведению многочисленных пород домашних животных и сортов культурных растений, Дарвин видел, что особи одной и той же породы всегда чем-нибудь раз- нятся между собой и отличаются от своих родителей. Эти отличия могут быть незначительными или резкими, но они всегда существуют. В природе нельзя найти даже двух организмов, которые вполне копировали бы Друг друга: из семян одного плода не вырастают совершенно одинаковые растения, из яиц одной птицы не выводятся одинаковые птенцы. Следовательно, установил Дарвин, все живые существа обладают свойством изменчивости.

Главной причиной изменчивости Дарвин считал влия- ние меняющихся условий жизни (пища, среда, климати- ческие условия и др.). Дарвин вскрыл очень важные зако- номерности изменчивости. Например, если на каком-либо цветке появились 1—2 добавочных лепестка, то из семян этого растения через несколько поколений можно вывести растения с махровыми цветками, т. е. такие, у которых число лепестков венчика или венчиковидного околоцвет- ника будет значительно увеличено. Значит, изменения, возникшие в определенных условиях, в последующих поко- лениях усиливаются, накапливаются, если, конечно, со- хранятся соответствующие условия. Таким образом, измен- чивость неразрывно связана с другим общим свойством всех живых организмов — с наследственно- стью.

Наследственности присуща устойчивость; породные и сортовые свойства организмов могут передаваться из по- коления в поколение длительное время (при наличии сходных условий). Но так как в природе не бывает абсо- лютно постоянных условий, то и наследственность орга- низмов будет приобретать новые свойства, которыми не обладали предки данных организмов.

Человек, используя свойства изменчивости и наследо- вания приобретенных изменений, может создавать новые породы животных и сорта растений. Заметив, например, в отаре овцу с наиболее тонкой и длинной шерстью или более крупных размеров, человек отбирает ее на племя. В следующих поколениях для размножения точно так же отбираются наиболее шерстные или крупные животные. Проведя последовательно такой отбор через ряд поколе- ний, можно создать тонкорунную или мясную породу овец. При этом овцы, не отвечающие заданным требованиям (в данном случае с короткой и грубой шерстью или малых размеров), не допускаются к размножению.

Так, благодаря изменчивости, наследованию изменений и вмешательству в этот процесс человека были созданы породы и сорта сельскохозяйственных животных и расте- ний. Таким путем человек вывел разнообразные породы рогатого скота, лошадей, овец, домашней птицы и других животных, а также многочисленные сорта культурных растений.

Дарвин доказал, что все породы домашних животных и сорта сельскохозяйственных растений получены человеком от одного вида или от очень немногих (двух-трех) природ- ных видов. Все породы домашних голубей произошли от одного дикого вида — скалистого голубя, все породы домашних кур — от диких (банкивских) кур.

Этот процесс создания пород и сортов был назван Дар- вином искусственным отбором.

В процессе искусственного отбора огромное значение имеют условия жизни (кормление, уход, агротехника и т. д.), упражнение органов (тренинг лошадей, раздой коров и т. д.), а также скрещивание, способствующее лучшему проявлению изменчивости.

Если породы домашних животных и сорта культурных растений созданы человеком, то как же возникают виды в природе?

В естественных условиях у животных и растений также проявляются свойства изменчивости и наследственности. Но в природе нет сознательной силы, которая оставляла бы выживать определенные особи. Однако выживают и дают потомство не. все организмы; многие из них погибают, но достигнув взрослого, половозрелого состояния. Кто же выживает в сложной природной обстановке, где между разными видами идет борьба за территорию, пищу, влагу,

свет и другие условия? Очевидно, в этой борьбе выживут и дадут потомство те организмы, которые в силу изменчи- вости приобрели более полезные для данных условий при- знаки и свойства. Эти полезные свойства накапливались из поколения в поколение и закрепились в виде определен- ного признака.

Словом, в природе выживают и сохраняются организ- мы с полезными для их жизни признаками, т. с. более приспособленные, а менее приспособленные гибнут. Этот процесс Дарвин назвал е с т с с т в е н н ы м  о т б ор о м.

Естественный отбор и есть тот основной процесс, кото- рый в историческом развитии привел к возникновению со- временного многообразия видов животных и растений на Земле. Все такие замечательные приспособления живых существ к условиям жизни, как защитная окраска зайца- беляка зимой или зеленого кузнечика летом, зоркие глаза и острые когти ястреба, хищные зубы волка, крылья птицы и плавники рыб и удивительные приспособления растений к перекрестному опылению и расселению семян,—все это результат естественного отбора и воздействия на организм определенных условий окружающей среды.

Учение Дарвина (дарвинизм) об искусственном и есте- ственном отборе разрушило прежний взгляд о неизменяе- мости видов, объяснило суть приспособления организмов к окружающей среде и нанесло сокрушительный удар но религиозным, идеалистическим представлениям об едино- временном сотворении мира какой-то сверхъестественной, божественной силой.

Недаром основоположники марксизма-ленинизма дали учению Дарвина исключительно высокую оценку, указы- вая, что именно это учение поставило биологию на научную почву.

Том не менее учение Дарвина нс лишено недостатков. Дарвинизм возник сто лет назад в условиях капиталисти- ческого общества. Практика сельского хозяйства тогда была ограничена определенными рамками. При наличии частной собственности не могло быть и речи о плановом преобразовании природы в интересах человека. В этих условиях Дарвин нс мог до конца раскрыть причины измен- чивости и указать путь для активного вмешательства чело- века в дола природы, для планомерного управления раз- витием живых организмов.

Заимствование некоторых реакционных буржуазных теорий привело Дарвина даже к неверным выводам. На- пример, его положение о наличии борьбы за существование внутри вида заимствовано из отвергнуло реакционного учения английского экономиста Мальтуса об имеющемся якобы перенаселении в человеческом обществе.

Советская мичуринская биологическая наука, опираясь на правильные положения учения Дарвина, отбрасывая его ошибки, творчески оживила ото учение.

Мичгуринское учение—творческий дарвинизм

В биологической науке имеются два направления:

1) прогрессивное, материалистическое, или мичуринское, и 2) реакционное, или идеалистическое. К последнему на- правлению относится вейсманизм-морганизм, названный по имени буржуазных ученых, создавших это направление.

Основоположник прогрессивного, материалистического учения — всемирно известный советский ученый, великий преобразователь природы Иван Владимирович Мичурин.

Учение вейсманистов возникло за границей и еще в до- революционное время проникло в Россию.

Вейсманисты на протяжении многих лет вели непри- миримую борьбу с материалистическим направлением в биологической науке. Идя по неверному, лженаучному пути, вейсманисты тормозили развитие биологической и сельскохозяйственной науки и практики.

В августе 1948 г. сессия Всесоюзной академии сельско- хозяйственных наук имени В. И. Ленина подвела итоги многолетной борьбы этих двух направлений в биологи- ческой пауке и нанесла решительный удар сторонникам реакционного учения — вейсманистам-морганистам.

И. В. Мичурин и его последователи—мичуринцы счи- тают, что биологическая наука должна прежде всего уметь объяснить природные явления, познать их закономер- ность, чтобы не пасовать перед природой, не ждать от нее милостей и случайностей. Вооружившись знаниями, чело- век должен умело управлять природой в своих интересах и получать желательные сорта растений и породы живот- ных. И. В. Мичурин по этому поводу писал: «При вмеша- тельстве человека являемся возможным вынудить каждую форму животного или растения более быстро изменяться и притом в сторону, желательную человеку».

Жизнь и деятельность И. В. Мичурина блестяще под- тверждают сказанное им: он создал более 300 сортов культурных растений, главным образом плодовых п ягодных, т. е. такое количество, какое еще не удавалось получить ни одному селекционеру всех стран и всех времен.

Одним из основных положении учения Мичурина является правильное понимание законов наследственности и сопутствующей ей изменчивости.

Животные и растения для своего роста, развития и вы- сокой продуктивности требуют относительно определенных условий жизни. Свойство животных п растений требовать (избирать) для своего развития определенные у словия жиз- ни и способность их так или иначе реагировать (отвечать) на эти условия мичуринская биология называет наслед- ственностью.

У животных, размножающихся половым путем, наслед- ственные качества передаются при оплодотворении через половые клетки: женские яйцеклетки и мужские живчики (сперматозоиды). При слиянии половых клеток возникает новый организм, обладающий двойственной наследствен- ностью: материнской и отцовской. В новом организме происходит обогащение наследственности, обновление и усиление его жизненности.

Наследственность может изменяться. Причиной изме- нения наследственности у животных является изменение условий их жизни.

Наиболее важным средством изменения наследствен- ности и повышения продуктивности животных является улучшение кормления и содержания их.

Какими же методами подходят мичуринцы к познанию законов наследственности?

Мичуринцы изучают требования растений и животных к жизненным условиям и на основе этого ведут направлен- ную, плановую работу по преобразованию (переделке) природы. Работы академика Т. Д. Лысенко по превращению озимых растений в яровые и, наоборот, яровых расте- ний в озимые, создание под руководством зоотехника С. II. Штоймана костромской высокомолочной породы крупного рогатого скота, успешная работа академика М. Ф. Иванова, закончившаяся получением новых, выдаю- щихся пород овец и белой степной породы свиней, выведение нового сорта хлопка с цветным волокноп — все это живые примеры направленного изменения наследственности жи- вотных и растений.

Таким образом, II. В. Мичурин и его последователи доказали, что наследственность изменяется и усложняется путем накопления приобретенных организмами в ряде поколений новых признаков и с вони в.

И. В. Мичурин разработал научные основы гибриди- зации (скрещивания) растений. Он доказал, что гибридное потомство, т. е. потомство правильно подобранных скре- щиваемых пар разных пород животных и разных сортов растений, получается с расшатанной (неустойчивой) на- следственностью.

Для закрепления и усиления в гибридном потомстве желательных свойств родителей и получения новых при- знаков II. В. Мичурин считал необходимым, чтобы гибрид- ное растение в самом раннем возрасте было поставлено в такие условия, какие наиболее благоприятствуют про- явлению этих признаков. Например, если имеют в виду за- крепить в потомстве признак зимостойкости одного из родителей, нужно, чтобы гибридные растения пришли со- ответствующую закалку при подзимних посевах, прове- денных в такие сроки, чтобы растения усвоили достаточное количество осенних солнечных лучей. Если хотят добиться закрепления и усиления признака засухоустойчивости, то ставят молодое растение в такие условия, когда в почве ощущается недостаток влаги и т. п. Иными словами, к гиб- ридам должно быть применено направленное вос- питание.

Этим-то и объясняются выдающиеся успехи И. В. Ми- чурина, который, кроме объединения в гибридном потомстве свойств и признаков обоих родителей, получал новые растения, по своим качествам превосходящие родительские формы.

При направленном воспитании гибридов И. В. Мичу- рин прежде всего придавал большое значение умелому, тщательно продуманному подбору родительских пар. Но наряду с этим он ценил и уменье селекционера правильно воспитать полученное из гибридных семян потомство.

Мичуринское,  материалистическое учение можно охарактеризовать следующими основными положениями:

1. Вопреки утверждениям вейсманистов, в организме растений и животных нет и не может быть какого-либо неизменного, бессмертного «наследственного вещества» как

особого материала наследственности. Наследственность — это свойство, присущее всему живому организму и любой его частице.

2. Наследственности сопутствует изменчивость жи- вых организмов. При изменении клеток живого тела меняется и его наследственность, иначе — измененные организ- мы дают н измененное потомство. Поэтому потомки никогда не бывают абсолютно тождественньми со своими роди- телями.

Каждый организм живет и развивается в единстве ( условиями его жизни, т. е. с окружающей внешней сре- дой (климат, почва, условия питания и т. н.). Отсюда, если изменить условия жизни организмов, изменятся и сами организмы, а следовательно, изменился и их наслед- ственность.

3. Поскольку под влиянием внешней среды животные и растения изменяются сами и передают нотомсву свою измененную наследственность, открывается возможность направленно (планово, по воле человека) изменять наслед- ственные свойства и признаки растений н животных в инте- ресах человека, например получать мясные или яйценоские породы кур, сальные или мясные породы свиней н т. н. Эго достигается воспитанием организмов, т. е. созданием для растений и животных в течение ряда поколении опре- деленных жизненных условий, таких, какие тробут растения и животные в тот или иной период их развития п особенно в молодом возрасте.

Чтобы создать наиболее благоприятные условия для направленного изменения наследственности, необходимо знать:

а) требования ранений и животных к условиям внешней среды на каждой отдельной стадии их развития, на- пример в самом молодом возрасте, в период цветения растений  или беременнос  животных и т. п.:

б) как реагируют (отзываются) растения н животные на те или иные изменения внешней среды, например, как повышается урожайность не только при внесении удобре- ний, но п при различной их дозировке, как повышается молочность скота при кормлении теми или илыми кормами н т. н.

4. Направленное (плановое) изменение наследственности у растений и животных особенно успешно можно осу- ществлять при гибридизации (скрещивании) разных

сортов растений пли при скрещивании разных пород жи- вотных.

Гибриды и помеси всегда получаются с расшатанной наследственностью, особенно в нервом поколении. Организмы с расшатанной наследственностью легче поддаются воспитанию, т. е. воздействиям на них условий внешней среды.

Если гибридному потомству создать особо благоприятные условия для проявления и развития желательных человеку свойств и признаков, то в течение ряда поколений можно получить формы растений п животных, отвечающие заранее намоченным требованиям.

Т. Д. Лысенко ввел в биологическую науку новое понятие о жизненности организмов.

Замечено, что высокой жизненностью обладают живот- ные, полученные от скрещивания родителей, принадлежа- щих к разным породам или разным семьям одной породы. Наоборот, при родственном разведении животных нолучается ослабленное, болезненное, недолговечное н мало- продуктивное потомство.

Победа мичуринского учения открывает перед любой отраслью сельского хозяйства, в том числе и перед пчело- водством, широкие возможности для дальнейшего подъема. Учение Мичурина дает научным работникам и практикам- пчеловодам научно обоснованные методы планомерною изменения (переделки) природы пчел с целью улучшения их хозяйственно полезных признаков и выведения высо- копродуктивных пород пчел.

Пчеловодство © 2002-2010 Для вопросов и предложений easyc@vipcentr.ru